Транцевые колеса для лодки пвх своими руками

Транцевые колеса для лодки пвх своими руками Снаряжение

В статье расскажем, как сделать самодельные колеса для лодки пвх своими руками (нднд и пайольной). Вы узнаете самые простые способы изготовления 4 видов лодочных колес — чертежи, размеры и пошаговая инструкция прилагаются.

Основные разновидности

Конструкция всех колес проста и состоит преимущетвено из площадки, стойки и колеса. Площадка крепится к транцу лодки, стойки с колесами фиксируются к ней. Исключение составляют шасси на струбцинах и на шпильках — у них нет площадок.

Принцип работы механизма также прост и позволяет использовать колеса в 2 режимах — рабочем и походном.

Есть несколько модификаций креплений — каждое со своими плюсами и недостатками. Подробнее про них можно почитать в нашей статье Транцевые колеса для лодки пвх: как выбрать и установить, там найдете много полезного про заводские варианты.

В кратце, про основные модификации и принцип их работы.

  • Быстросъемные — площадка жестко крепится к транцу, но сами стойки с колесами можно легко и быстро снять, оставив их в машине (в лагере) или положив в лодку.
Быстросъемные транцевые колеса
На фото: Быстросъемные транцевые колеса
  • Полуавтоматические перекидные (откидные) — рабоотают в 2 положениях: рабочем и походном. Чтобы снять с лодки придется скручивать фиксировочный болт со стойки.
Перекидные транцевые колеса
На фото: перекидные транцевые колеса
  • На пальцах (шпильках) — в транце устанавливаются попарно 4 пальца на которые через отверстия надеваются стойки и фиксируются шпильками (шплинтами).
Транцевые колеса на пальцах, шпильках
На фото: транцевые колеса на пальцах, шпильках
  • На струбцинах — у стоек наверху присутсвуют струбцины с помощью которых конструкция фиксируется к транцу.
Транцевые колеса на струбцинах
На фото: транцевые колеса на струбцинах

Выбор подходящей конструкции

Помимо различных моделей есть еще варианты колес для пайольных (с жестким полом) лодок и лодок пвх с НДНД (с надувным дном высокого давления). Отличия заключаются в форме стоек (они изогнуты) и в их высоте (они длиннее). Это обусловлено тем, что высота фанеры на транце меньше на нднд лодках, а значит площадку под крепление колес приходится устанавливать на более высоком уровне. Кроме того, надувное дно может выступать за линию транца. В итоге, транцевые колеса для НДНД могут быть немного сложнее в изготовлении чем для пайольной пвх лодки.

Преимущества и недостатки самодельных колес

Основная причина по которой многие задумываются о самостоятельном изготовлении — дороговизна покупных колес. Но нужно понимать, что большая часть стоимости это материалы и время затраченное на производство. Лодочные шасси должны быть прочными и надежными, поэтому на материалах экономить не стоит. Если делать из глины и палок, то результат радовать будет в пределах гаража.

Плюсы:

  • Можно сэкономить в случае, если у вас уже есть возможность использовать хорошие материалы и есть инструмент.
  • Если нет денег на хорошие шасси, но они очень нужны, или не хотите «тюнинговать» лодку из-за ее скорой продажи, то можно попытаться сделать самому из подручных средств.
  • Возможность сделать все под свои нужны, по своему вкусу и под конкретную лодку (заманчивый, но недальновидный вариант).
  • Процесс изготовления скрасит томительное ожидание открытия навигации зимой и повысит самооценку.

При самодельном изготовлении можно сэконость 50-60% от магазинной стоимости колес. Время на изготовление при этом начинается от 1 рабочего дня и в этот расчет не входит.

Минусы:

  • Если делать хорошо, то выйдет дорого, трудоемко и достаточно долго, как по материалам, так и по работе.
  • С первого раза вряд ли получится что-то дельное — всегда будет мысль «здесь надо было немного по-дугому».
  • Если в процессе изготовления что-то пойдет не так или вылезут косяки уже в момент эксплуатации, то стоимость «экономии» будет расти пропорционально проблемам.

Как бы грустно это не звучало, но эффективней выбрать из покупных, тем более, что на российском рынке пару достойных производителей с приличным ассортиментом найти можно. Если плюсы еще перевешивают минусы, то перейдем к делу.

Каким критериям должны отвечать колеса

Напрашивается ответ дешевизной, но это не так.

В первую очередь выдерживать нагрузки. Вес складывается из:

  • среднего веса надувной лодки — 30-60 кг;
  • мотор с бензином еще 30-50 кг;
  • учтем минимум вещей на борту: насос, снасти, якоря и прочее +10-20 кг.

Итого получается, что конструкция должна быть рассчитана на вес 70-130 кг. Нагрузка будет распределяться как на металлические элементы, так и на колеса.

Во-вторую, надежность, функциональность и долговечность конструкции. Надо понимать, что в зоне ответственности будет стойка, механизм крепления и площадка. Все это в идеале должно быть выполнено из нержавейки или стального профиля должной толщины. В то время как колеса лучше взять покупные достойного качества.

В-третьих, эстетика и универсальность. Нежелательно делать колеса, которые подойдут только к вашей лодке и мотору. В долгосрочной перспективе это зря потраченные деньги и время. Лодку вы рано или поздно смените, колеса на новую не поставите, а будущий владелец вряд ли испытает должный восторг и трепет перед «колхозом» и при случае заменит, а ваши отправит на помойку с глаз долой. С другой стороны, если делать более менее красиво и с расчетом под многозадачность, то найдутся и ценители «крафтовой» самоделки, которые оценят ее рублем на авито или на рыболовных форумах.

Все вышесказанное относится к хорошим DIY-самоделкам, если надо по-быстрому, здесь и сейчас (а такое бывает сплошь и рядом), то можно «лепить» и не задумываясь о последствиях, которые непременно проявят себя в самый неожиданный момент.

Необходимые материалы и инструменты

Из материалов потребуется:

  1. Колеса от садовых тачек (тележек) с диаметров до 40 см и шириной колеса около 140 мм. От ширины протектора и диаметра колеса будет зависть проходимость по различному грунту и возможность преодолевать небольшие препятствия. Наличие или отсутствие камеры роли не играет. Подшипник тоже не нужен, достаточной металлической втулки, которую можно сделать самостоятельно.
  2. Для стоек потребуется стальная труба или металлический профиль с диаметром/шириной 25-30 мм и толщиной стенки 2-3 мм. Труба будет выглядеть эстетичней, но с профилем будет легче работать.
  3. Площадку можно сделать из того же профиля, что и стойки усилив ее листовой сталью. Многие делают без усиления, но в долгосрочной перспективе это рискованно. Именно на стык площадки с транцем приходится основная нагрузка.
  4. Комплект болтов и гаек.
  5. Герметик при монтаже.

Из инструментов:

  • болгарка с диском по металлу;
  • сварочный аппарат;
  • шуруповерт;
  • набор ключей;
  • измерительные инструменты.

Как сделать транцевые колеса самостоятельно — пошаговая инструкция по изготовлению

Разберем основные конструкции транцевых колес для нднд и пайольных лодок.

Совет:

— Чем проще конструкция, тем она надежней и легче в изготовлении.
— Не стоит изобретать что-то новое, целесообразно использовать готовые и проверенные временем решения.

Быстросъемные колеса своими руками

Достаточно простой способ изготовления. Внешний вид и функциональность при этом получаются высокими.

Быстросъемные колеса
Простота изготовления
7
Удобство использования
10
Надежность
8
Итого
8.3
Удобны в использовании, но требуют внимания к механизму быстросъемного крепления как в момент изготовления, так и в процессе эксплуатации.

Материалы:

  • колеса 2 шт;
  • для втулок колес — водопроводная металопластиковая трубка диаметром 16 мм и трубка металлическая 14 мм, 2 шплинта для фиксации, 4 шайбы в качестве ограничителей;
  • для стоек — стальная труба диаметром 25 мм, 2 шт. по 50 см;
  • для площадки — металлическая пластина из нержавейки толщиной 3 мм — 2 шт 92х60 мм под основную площадку (фланец) и 4 шт. 92х27 мм под боковые пластины для фиксации стоек;
  • для механизма фиксации стоек к площадке — 4 штифта диаметром 8 мм и длиной 5 см, 2 жестких пружины, 2 винта 4 мм.

Порядок работ:

  • Стальную трубу для стоек загибаем под углом 45°. Точка сгиба зависит от места установки площадки на транце. В данном случае сгиб проходит между 210 и 290 мм.
Стойки для колес
Изготавливаем стойки для колес
  • Делаем механизм фиксации стоек к площадке: сверлим отверстия под шплинты 8 мм, верхнее делаем с ходом 19 мм, расстояния между отверстиями 70 мм (смотри подробно чертеж вверху), в нижнем шплинте делаем отверстие и резьбу под винт (он нужен, чтобы закрепить пружину и не варить шплинт к стойкам), соединяем шплинты пружиной (подробнее смотри на видео вверху).
Механизм фиксации стоек
Механизм фиксации стоек
  • Соединяем колеса: собираем втулку из металлопластиковой трубы, привариваем ограничитель из шайбы к втулке, свариваем втулку со стойкой, одеваем колеса и фиксируем их шплинтами через заранее высверленное отверстие во втулке.
  • Делаем фланец: вытачиваем по размерам 92х60 мм основные площадки 2 шт, делаем в них по 4 отверстия под крепежные болты, подготавливаем боковые пластины 4 шт, свариваем.

Готово!

Чертеж площадки для быстросъемных колес
Чертеж площадки для быстросъемных колес: фланец и боковые пластины

Важно:
— в рабочем положении расстояние от дна до колес должно быть минимум 20 мм, тогда налипший на колеса грунт не будет мешать во время движения;
— в походном положении поднятые колеса не должны мешать повороту мотора.

На видео можно посмотреть монтаж изготовленных колес на лодку НДНД.

Альтернативный вариант:

Бонус — колеса для лодки пвх своими руками чертежи:

Перекидные (откидные) колеса своими руками

Делаются легко. Требуют минимума сварочных работ. За счет своей простоты конструкция получается достаточно надежная. По затратам порядка 50% от стоимости аналогичных в магазине.

Перекидные колеса
Простота изготовления
8
Удобство использования
7
Надежность
9
Итого
8
Более просты в изготовлении и более надежны, но механизм менее функционален — потребуется больше времени на смену положения и снятие колес.

Материалы:

  • Колеса для тачки 26 см в диаметре — 2 шт.
  • Профильная труба длиной 35 см и шириной 32 мм — 2 шт
  • П-образный алюминиевый уголок, он нам потребуется для изготовления крепежной площадки.
  • Болты М16, длина 100 мм — 2 шт. (на них будут надеваться колеса)
  • Шайбы и кусок полипропиленовой трубы — потребуется для сборки колес, диаметр берется в расчете, чтобы использовать на болтах М16.
  • Самоконтрящаяся гайка М16 — 2 шт.
  • Анкерный болт 2 шт (потребуется часть с утолщением).
Анкерный болт — нужна часть с утолщением
  • Чертеж (смотри фото ниже):
  • Винты для крепления площадки к транцу — 6 шт.
  • Герметик для монтажа площадки к транцу.

Работы:

  1. Делаем стойки. Профиль режем на 2 части — 18 и 17 см. Свариваем под углом 45°. Повторяем операцию со второй стойкой. Сверлим на стойках отверстия под крепления колес и к площадке на транце.
  2. Делаем крепежную площадку из алюминиевого уголка длиной 10 см. Болтами фиксируем её к транцу. Сверление транца лучше производить 2 сверлами разного диаметра, чтобы избежать расщепления фанеры в местах выхода сверла. Ообработать герметиком рекомендуется в конце, когда будет проверена работоспособность.
  3. Настало время сделать колеса. Внутрь профиля вставляем небольшой кусок вырезанный из полипропиленовой трубы (он нужен для того, чтобы профиль не смялся). Продеваем болт через отверстие профиля и трубу, которую вставили. В качестве втулки используем полипропиленовую трубку нужной длины. Одеваем колесо на втулку, прижимаем шайбой и фиксируем самоконтрящейся гайкой.
  4. Делаем пальцы для крепления стоек к транцу. Изготавливаются они из части анкерного болта (той, где есть утолщение). В анкерном болте либо пропиливаемя отверстия под шпильки для фиксации, либо используется барашек соответствующего диаметра.
  5. После сбора конструкции и проверки, потребуется обработать отверстия, которые были выпилены в транце, герметиком.

Альтернативный варианты:

Транцевые колеса на пальцах (на шпильках) своими руками

Одни из самых простых колес в изготовлении, так как здесь не требуется делать крепежную площадку.

Колеса на пальцах
Простота изготовления
10
Удобство использования
9
Надежность
8
Итого
9
Из-за отсутствия площадки, проще в изготовлении. Их можно также условно назвать быстросъемными.

Из материалов кроме колес, потребуется профиль 25х25, 4 болта и колеса.

Принцип работы:

Порядок работ:

  1. Стойки из профиля можно делать как с загибом 45°, так и прямые, в зависимости от конструкции лодки.
  2. Колеса используются покупные, крепить к стойкам можно любым способом указанном выше.
  3. Крепить стойки к транцу можно 2 способами:
    а) болты (пальцы) фиксируются к транцу и на них надеваются стойки, затем, фиксируются шпильками;
    б) болты сначала приделываются к стойками и через отверстия в транце крепятся к лодке и фиксируются шпильками (смотри фото ниже).

Способы крепления: а) пальцы вставляются в отверстия в транце, б) стойки надеваются на пальцы, которые установлены на транце

Колеса на струбцинах своими руками без сверления транца

Особенность этих съемных колес в том, что не нужно сверлить транец лодки. Кроме того, из-за снятия нагрузки напрямую на транец, лодку можно катить «как на прицепе». Конструктивно этот вариант ближе к тележке, чем к транцевым шасси.

Из очевидных недостатков — громоздкость конструкции, достаточно грубоватый внешний вид и необходимость применения сварки.

Колеса на струбцинах
Простота изготовления
5
Удобство использования
7
Надежность
10
Итого
7.3
Достаточно много возни со стойками, внешний вид грубоват, сама конструкция габаритная. Зато не портят лодку ни при монтаже, ни при перевозке.

Материалы:

  • алюминиевый профиль 25х25 мм, длиной от 1,5 м.
  • покупные колеса для садовой тачки — 2 шт.
  • Струбцина с глубокой рамкой 82 мм х 120 мм FIT G — 2 шт.
Струбцины из магазина
  • Набор для крепления колес — болт М16 100 мм (2 шт.), полипропиленовая труба, болты и гайки.

Порядок работ:

  • Стойки должны быть с загибом такой формы, чтобы они подпирали дно лодки — именно сюда будет приходить основная нагрузка. Длину фрагментов и угол желательно подбирать экспериментально с учетом конструкции своей лодки. В таком случае нагрузка будет распределена верно и шасси будут работать должным образом.
Форма стоек зависит от конструкции лодки
  • На конце стоек необходимо сделать выпилы под струбцины для крепления транцевых колес к транцевой доске. Гораздо проще использовать готовые струбцины, чем изготавливать механизм самому. Стоимость струбцин в магазинах 600-800 р. за штуку.
Делаем пазы под струбцины на стойках
Струбцины в стойках

Колеса можно установить либо собрав на болты способами указанными выше, либо используя сварку.

Вид готового изделия

Дополнительно

В качестве бонуса предлагаю подборку самоделок других конструкций. Они более сложные в изготовлении, но при желании, так же выполнимы. Изготовление транцевых колес своими руками:

Умные колеса
Автор:
Алексей Лазарев
Буду благодарен за ваш комментарий, отвечу на все вопросы ...
Задать вопрос
Алфавитный указатель:
Оцените статью:
( 18 оценок, среднее 4.89 из 5 )
BoatFisher
Добавить комментарий

  1. Олег

    Делал быстросъёмные. Доволен, так как денег тогда жалко было. Но лодку сменил и на нднд они уже не подходят. Новый владелец за них доплачивать отказался. Продал на русфишинге по себестоимости. Снова делать не буду, заморочно.

    Ответить
    1. Алексей Лазарев автор

      Обычная история. Не обязан новый владелец за самоделки платить. Но можно же было цену поднять изначально и сторговаться? Если по себестоимости продали в итоге, то сумма сверху (по сравнению с лодкой) мизерной бы была, зато возни меньше. Продажи мелочевки на форумах, та еще история.

      Ответить
  2. Андрей

    Лодка кайман 300 старая, очень тяжёлая. Раньше делали добротно, по весу она как современные 360. Ножовка и сверло есть, а сварки нет. Порекомендуйте пожалуйста варианты без сварки на мою лодку.

    Ответить
    1. Алексей Лазарев автор

      Здравствуйте. На Кайман можно поставить прямые стойки. Значит можно без сварки сделать быстросъемные, перекидные или на пальцах.

      Ответить