Транцевые колеса лучше всего подходят для ручной транспортировки снаряженной лодки на небольшие расстояния до воды и из нее. Колеса размещаются ближе к самой тяжелой части плавсредства и «берут» на себя большую часть нагрузки, в результате рыбак может взять лодку за легкий нос одной рукой и, прикладывая минимум усилий перекатить ее в нужное место не снимая мотора, не вынимая снастей, вещей и якоря.
- Для чего нужны транцевые колеса
- Устройство и принцип работы
- Виды транцевых колес
- Для лодок с нднд
- Для пайольных лодок
- Быстросъемные
- Полуавтоматические перекидные (откидные)
- На пальцах (шпильках)
- Трансформеры
- «Умные»
- На струбцинах
- Как правильно выбирать
- Пошаговый процесс монтажа
- Требования
- Установка транцевых колес на лодку пвх
- Вопрос-ответ
Для чего нужны транцевые колеса
Вес надувной лодки с мотором и вещами около 100 кг и более, такую ношу тяжело и неудобно таскать даже вдвоем-троем, не говоря уже про ситуации, когда приходится рыбачить в одиночку. Волоком надувнушку перемещать запрещено — можно повредить дно, которое сделано их пвх-ткани. В таком случае без транспортировочных (подкатных) колес не обойтись — это простое и доступное устройство оправдывает денежные вложения и трудозатраты при установке.
Важно! Применение ограничено исключительно ручной транспортировкой на небольшие расстояния — пара десятков метров от места сборки до воды и обратно. Устройство в качестве альтернативы автомобильному прицепу не подойдет, так как при буксировке будут повреждены и транцевые колеса и сам транец — они не рассчитаны на такие нагрузки!
Устройство и принцип работы
Основные детали: стойка, площадка (фланец, кронштейн) и колесо. Стойки и площадки изготавливаются из нержавейки и могут иметь разную форму и функционал в зависимости от конструкции. Колеса чаще используются резиновые.
Механизм имеет 2 положения:
- рабочее (стойки с колесами опущены вниз) — для транспортировки судна на берегу по твердой поверхности;
- походное (стойки и колеса подняты вверх или сняты) — для того, чтобы не мешали при движении на воде.
Виды транцевых колес
Несмотря на схожий принцип работы, конструкций транспортировочных шасси достаточно много, это объясняется разнообразием моделей надувных лодок и, первую очередь, их особенностями. Поэтому, чтобы сделать правильный выбор, потребуется разобраться во всех видах транцевых колес, их предназначении и выбрать для себя лучшие.
Для лодок с нднд
Транцевые колеса для лодок нднд (с надувным дном низкого давления) имеют свою специфику:
- удлиненная стойка — из-за того, что надувное дно «съедает» часть фанерного транца, крепление (площадку) приходится располагать высоко, но, чтобы при этом колеса нормально функционировали, нужны более длинные стойки;
- пазы крепежной площадки (фланца) могут быть расположены под углом — это необходимо для того, чтобы стойка не упиралась в транцевые пластины (интерцептор) и не деформировала их.
- если пазы на фланце не имеют нужного угла (например на быстросъемных модификациях ), то интерцептор «огибается» за счет скривления самой стойки.
Для пайольных лодок
У лодок с жестким дном транец и кормовая часть не имеют таких серьезных ограничений, поэтому выбор колес больше и цена на них чуть меньше. Но и здесь потребуется учитывать некоторые детали (часть из них будет полезна и при подборе вариантов на НДНД:
- расположение брызговиков (комингсов, фартуков) — нужно, чтобы они не мешали фиксации колес в поднятом положении;
- расположение фиксатора пайол с внутренней стороны, которые могут помешать креплению шасси;
- учитывать килеватость на транце и его форму при подборе высоты стоек с учетом места их крепления;
- насколько колеса в поднятом положении будут мешать повороту мотора;
- не будет ли мешать сливной клапан установке (на некоторых моделях он ставится с боку, а не по центру);
- но, самое главное, учитывать вес, на который рассчитаны колеса, так как пайольные лодки тяжелее нднд.
Важно правильно подобрать механизм в зависимости от типа дна — пайольное или НДНД, а также конструктивных особенностей именно вашей лодки — наличия и формы интерцептора, килеватости, косынок, ширины транца и прочего.
Далее рассмотрим основными механизмы колес, которые есть на рынке.
Быстросъемные
Быстросъемные транцевые колеса для лодок пвх, благодаря особой форме фланца и подпружиненному механизму в стойках, легко снимаются и ставятся. Иногда их называют съемные колеса или модульные, их можно устанавливать как в положение вниз, так и вверх, или после снятия сложить в лодку (чтобы не мешали при повороте мотора, установке эхолота), либо оставить в лагере и быстро поставить уже при возвращении на берег. Удобный и практичный вариант, есть модели как на лодки с НДНД, так и на пайольные.
Полуавтоматические перекидные (откидные)
Складные колеса, стойки которых фиксируются к площадке болтами, превращаясь в поворотную ось — колеса имеют 2 положения: вниз (рабочее) и вверх (походное). Подходят как для судов с надувным дном, так и для пайольных. Фланец может быть как с симметричными углублениями, так и асиметричным, от чего будет зависеть угол наклона стоек при фиксации. Тем самым можно подобрать модель, которой не будут мешать брызговики.
Есть несколько вариантов улучшения:
- гайку с болтом можно поменять на флажковый такелажный палец, тем самым превратив колеса в быстросъемные;
- для более гибкой регулировки угла фиксации стоек можно использовать колеса с фланцем Ёжик — у них 4 отверстия (1 рабочее и 3 походных).
На пальцах (шпильках)
В отличие от предыдущих вариантов у транцевых колес на пальцах нет фланца (крепежной площадки). В транец врезается попарно 4 пальца для транцевых колес, на которые надеваются стойки, после чего они фиксируются шпильками. Предусмотрено 2 положения — рабочее внизу и походное наверху. Чтобы поменять положение, надо вынуть шпильку, перевернуть колеса и снова зафиксировать. Поскольку ничем кроме шпилек они к лодке не закреплены, их также можно рассматривать как быстросъемные. Есть модели и под пайольные и под лодки с надувным дном.
Трансформеры
Транцевые колеса трансформеры — сложная модификация откидных полуавтоматических колес. В стойках выпилен паз и расположен специальный механизм, позволяющий развернуть колесо на 90 градусов. Благодаря этому колесо прижимается к транцу и занимает минимум места. Конструкция настолько компактная, что позволяет не разбирать ее и не демонтировать во время хранения лодки в сложенном виде. Лодку можно сворачивать вместе с колесами на транце!
«Умные»
Умные транцевые колеса отличаются от откидных наличием специального механизма с ручкой. Использование ручки позволяет менять положение колес не соприкасаясь со стойкой. Это удобно — не нужно перевешиваться за транец, отвлекаться от движения, опускать руки в воду. С ними процесс смены рабочего положения на воде выглядит достаточно комфортным, быстрым и безопасным.
На струбцинах
Транцевые колеса на струбцинах устанавливаются на лодку без сверления транца. Принцип их работы прост — стойки упираются снизу в дно, а сверху фиксируются к транцу струбцинами. Для того, чтобы не повредить лодку на местах соприкосновения установлены резиновые вставки. Дно служит опорным элементом, по этой причине такой вариант нужно осторожно использовать на лодках с НДНД. Имеют 2 положения: рабочее и походное. В походном положении они также переворачиваются, но при установке колеса есть возможность дополнительно развернуть их на 90 градусов, что дает больше возможностей для организации полезного места.
Поскольку струбцины регулируются по высоте, это делает колеса универсальными и позволяет использовать одно и то же устройство на нескольких плавсредствах. В случае продажи лодки вы сможете оставить колеса себе, а новый владелец даже не заметит, что вы их использовали.
Поскольку эта конструкция не имеет жесткой привязки к транцу и основная нагрузка идет на колеса и стойки, то ее иногда (в крайнем случае) используют как тележку для аккуратной и минимально необходимой буксировки лодки за автомобилем.
Как правильно выбирать
Теперь, когда мы знаем все основные конструкции колес, подведем итог. На что важно обращать внимание при выборе:
- Форма стоек и материал.
Прямая чаще подходит для лодок с пайолами, изогнутая для НДНД. Материал предпочтительнее нержавеющая сталь. - Длина стоек.
Для НДНД лодок стойки длиннее, чем для пайольных, чтобы была возможность прикрепить их к транцу. - Количество и угол отверстий на крепежной площадке.
Обратите внимание как устроены на вашей лодке косынки (брызговики), чтобы колеса не упирались в них. Если на фланце есть несколько положений для фиксации стоек в верхнем положении, это добавит удобств при использовании. - Выдерживаемая нагрузка.
Потребуется хотя бы примерно представлять сколько груженая лодка будет весить и сверить с информацией, которую указывает производитель колес. Если ноша получится непосильной, то стоит рассмотреть вариант покупки усиленных колес — они отличаются от стандарта дополнительными ребрами жесткости на крепежной площадке, усиленными стойками. - Тип конструкции.
Чтобы выбрать правильный механизм конкретно под вашу лодку можно использовать следующий алгоритм:
— посмотрите ширину транца — если он узкий, то учтите поворот мотора, чтобы колеса не мешали;
— обратите внимание на угол наклона транца (он есть у большинства лодок) и транцевый выступ на дне если у вас нднд:
— и только после этого можно добавить свои «хотелки» к выбору. - Если транец нужно засверливать, то заранее продумайте, не помешают ли этому: шильда лодки, фиксатор пайол с внутренней стороны, сливной клапан, крепление датчика эхолота и любые конструктивные особенности конкретно вашей модели.
- Материал и ширина колес. Колеса ставятся пластиковые, полиуретановые и резиновые. Последние более предпочтительны — они универсальны и хорошо работают на всех покрытиях, их можно регулировать давлением, повышая проходимость. Чем больше радиус колес, тем легче будет преодолевать препятствия. Чем шире колесо, тем лучше оно будет ехать по мягкому грунту. Если подъезд к воде топкий, то обратите внимание на сдвоенные колеса, они решат проблему. Колеса желательно использовать без подшипника — в нем нет необходимости, а условия эксплуатации для него не самые лучшие.
Пошаговый процесс монтажа
Прежде чем перейти к процессу установки транцевых колес на лодку пвх, нужно будет учесть несколько нюансов.
Требования
- Стойки должны располагаться строго вертикально.
- Край крепежной площадки (тот, что снаружи) желательно располагать от края транца минимум в 5 мм.
- Если на стойках есть изгиб, то в рабочем положении его можно завести как под лодку, так и в противоположную сторону (если позволяет конструкция и это указано в паспорте колес). В первом случае вы уменьшите нагрузку на свои руки, поскольку центр тяжести окажется над колесами, во втором вам будет легче преодолевать препятствия (камни, коряги).
- Между колесом и днищем должно быть расстояние минимум 20 мм, тогда вам не будет мешать налипшая на колеса грязь.
- Колеса должны быть максимально разведены в стороны — именно в таком положении лодка будет более устойчива при перевозке и вы ее не уроните набок. Чтобы не ошибиться, просто разверните стойки к мотору, а колеса к баллонам.
- При складывании колеса не должны задевать баллоны.
- В верхнем положении они не должны мешать повороту лодочного мотора.
Установка транцевых колес на лодку пвх
Начните с прочтения инструкции — несмотря на простоту установки, производители часто делают важные ремарки к своим моделям. Если инструкции не сохранилось, то запросите ее у производителя — это нормальная практика и ее обязательно пришлют.
Из инструментов потребуется:
- угольник;
- карандаш;
- дрель (шуруповерт);
- сверла в зависимости от модели (как правило достаточно: 6 мм, 8 мм или 10,5 мм);
- герметик.
Подготовка и работа:
- Лодку необходимо собрать.
- Разместить ее на подставках, так, чтобы обеспечить полное вывешивание стоек в нижнее положение и чтобы вам было удобно работать.
- Разметить расположение кронштейнов с внешней стороны транца.
Для этого потребуется приложить стойку к транцу как можно ближе к баллону, но чтобы колесо не задевало его. Во время разметки обратите внимание на конструктивные особенности вашей лодки. Под сверло не должны попасть важные элементы. - Измерьте расстояние от оси площадки до краев транца по вертикали и горизонтали, сделайте зеркальную разметку с другой стороны, приложите стойку для предварительной проверки.
- Во время сверления отверстий соблюдайте перпендикулярность плоскости транца.
Чтобы не выломать фанеру на выходе сверла, отверстия сверлятся в 2 этапа. Сначала маленьким сверлом и только затем большим с двух сторон. - После сверления не спешите использовать герметик! Прежде, соберите все «на сухо» и проверьте работоспособность. Не поленитесь и навесьте мотор.
- И только после проверки можно собрать крепеж на герметик и закрепить.
Вопрос-ответ
И напоследок, небольшой блиц из частых вопросов.
— Мешают ли транцевые колеса повороту мотора?
— Опасность есть, поэтому надо правильно подбирать конструкцию колес. Чем уже транец, тем выше вероятность, что проблема будет. Решений несколько:
- отвести стойки дальше от транца за счет их изгиба или ассиметричного фланца (когда отверстие для фиксации стойки не под углом 90 градусов, а меньше, например 45);
- использовать укороченные или быстросъемные колеса.
— Можно ли перевозить лодку на транцевых колесах?
— Если имеется ввиду буксировка за автомобилем, то категорически нет. Они не приспособлены к таким нагрузкам. Конструктивно это не прицеп — в них нет упора, только рычаг. Можно испортить транец (самая дорогая деталь в ремонте лодки, между прочим) и сами колеса.
С определенными оговорками и крайне осторожно можно использовать для этих целей колеса на струбцинах, так как в этой конструкции иначе распределена нагрузка. И то речь может идти о вынужденной перевозке по необходимости на несколько метров и вне дорог с участниками движения.
— Можно ли прикрепить датчик эхолота на транцевые колеса?
— Можно. Для этого есть несколько держателей под разные механизмы.
— Нужна ли сумка для транцевых колес и другие аксессуары или фурнитура?
— Необходимости в сумке нет, только ради удобства пользования. Вы с меньшей вероятностью что-то потеряете во время монтажа и демонтажа колес, вам будет проще носить их и вы исключите возможность повредить колесами что-либо во время транспортировки, например, в машине.
Из аксессуаров потребуется разве что кусок поролона, чтобы подложить между крепежной площадкой и концевиками баллона при сворачивании лодки — на всякий случай, чтобы не повредить ткань.
— Какие транцевые колеса лучше и каких производителей?
— Лучших нет, есть только те, которые подходят для вашей лодки и вас лично. Конструкция не сложная и производителей достаточно много, в том числе и тех, кто занимается самоделками. Если рассматривать именно производство — с собственными наработками и ассортиментом, то на слуху фирмы «Колесец» и Kalipso, ориентируйтесь по отзывам на форумах рыбаков.
Мы подготовили для вас народный рейтинг — вы можете сами принять в нем участие, для этого нажимайте кнопки «Мне нравится» выше.
Толково написано. Пользуюсь полуавтоматическими и часто снимаю их на воде. После того как утопил барашек, вожу с собой при запас пару. Неудобно. В остальном доволен.
Меняйте болт с барашком на флажковый палец и будет счастье https://boatfisher.ru/wp-content/uploads/2021/03/trancevie_kolesa_14.jpg
А зачем возите запасные? Можно ведь просто подстраховать их веревкой или проволокой к стойке и вероятность потерять сведете к нулю.